В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) продолжают поступать обращения потребителей, как в письменном виде, так и в устной форме, по поводу нарушения их прав при приобретении мебели.
В этой связи Управление обращает внимание граждан, планирующих приобрести мебель той или иной категории, что согласно п.7 ст.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012), каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства – члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, – на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.
Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.
Маркировка мебельной продукции должна быть четкой и содержать:
- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
- товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
- наименование страны изготовителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
- дату изготовления;
- гарантийный срок;
- срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.
Обращаем внимание, что перед приобретением (заказом) мебели необходимо ознакомиться с информацией о наименовании организации (индивидуального предпринимателя), изготавливающей и (или) реализующей мебель, местонахождении и режиме ее работы, а также изучить проект договора, на условиях которого предлагается приобрести (заказать) товар.
При продаже (заказе) мебели до потребителя, помимо основной информации о товаре, должна быть доведена информация о ее функциональном назначении, о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке, а также о способах, сроках, условиях доставки и передачи мебели потребителю.
При приобретении мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.
Сборка и доставка мебели осуществляются продавцом за отдельную плату, если иное не установлено договором.
В случае если после покупки мебели потребителем обнаружены недостатки в изделии в период гарантийного срока, то в соответствии со ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) он вправе по своему выбору потребовать:
• замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца потребитель должен вернуть некачественную мебель. Доставка некачественной мебели осуществляется за счет продавца.
Одно из вышеуказанных требований необходимо составить в виде претензии в письменной форме в двух экземплярах, один из которых (с отметкой продавца) оставить у себя.
При этом продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, при необходимости провести проверку его качества, а при спорных вопросах о причинах возникновения недостатков – провести экспертизу изделия за свой счет (в случае предъявления изложенных требований в течение гарантийного срока).
Потребитель вправе участвовать при проверке качества товара и проведении экспертизы. В случае несогласия с ее результатами, потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения продавца, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав. В ходе судебного рассмотрения дела истец вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда.
По ходатайству к участию в судебном заседании может быть привлечен специалист Управления Роспотребнадзора по Кировской области в порядке ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ для дачи заключения по делу.