19 апреля 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) состоялись публичные обсуждения обзора правоприменительной практики Управления в 1 квартале 2018 года.
Мероприятие прошло с участием представителей предпринимательского сообщества и подконтрольных субъектов, в отношении которых проводились проверки в 1 квартале 2018 года, а также вице-президента Союза «Вятская торгово-промышленная палата» Н.М. Макеевой, председателя Кировского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А.Н. Вавилова, Прокуратуры Кировской области, Управлений Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республике, Росприроднадзора по Кировской области, администрации города Кирова.
Присутствующим был представлен доклад по обзору правоприменительной практики в 1 квартале 2018 года Управления Роспотребнадзора по Кировской области.
В своем выступлении руководитель Управления Е.А. Белоусова отметила, что публичное обсуждение проводится Управлением ежеквартально в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности, снятия административных барьеров для предпринимателей, соблюдения принципов открытости и прозрачности службы для предпринимательского сообщества.
К итогам 1 квартала 2018 года следует отнести деятельность Управления с учетом риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности, внедрение в деятельность обновленной версии информационной и методической базы для оценки риска, новой системы результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Индикаторы риска нарушения обязательных требований действующего законодательства используются для определения необходимости проведения Управлением внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю (надзору).
В 1 квартале 2018 года проведено 275 проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из них плановых – 114 (41,4%), внеплановых – 161 (58,5%).
Количество проверок по сравнению с I кварталом 2017 г. (429) снизилось на 35,9 % за счет снижения количества плановых проверок на 28,7% (со 160 проверок до 114), внеплановых проверок на 40,1% (с 269 проверок до 161).
Выездные проверки составили – 91,7%. Удельный вес документарных проверок повысился с 6,7% (1 кв. 2017 г.) до 8,3%.
Во всех случаях возбуждены дела об административных правонарушениях (100%).
По итогам проверок за выявленные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации всего наложено 412 мер административного наказания, в том числе по видам наказаний:
- 356 административных штрафа (I квартал 2017 г. - 273), общая сумма наложенных штрафов составила 2282 тыс. руб. (I квартал 2017 г. – 1182 тыс. руб.). Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов – 1423 тыс. руб. (I квартал 2017 г. – 986 тыс. руб.);
- 44 предупреждения (I квартал 2017 г. - 98);
- судебными органами принято 12 решений об административном приостановлении деятельности объектов (АПД), деятельность которых создает угрозу для жизни и здоровья человека, по административным делам, возбужденным должностными лицами управления (I квартал 2017 г. - 7).
По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. количество предупреждений снизилось в 2,2 раза. Количество АПД возросло на 71,4%.
Кроме того, участникам публичных обсуждений представлена информация о типовых и массовых нарушениях, выявленных Управлением при проведении проверок в отношении образовательных учреждений, медицинских организаций, объектов питания, водоснабжения, промышленных предприятий с демонстрацией фотоматериалов с разъяснением «как делать нельзя» и «как делать нужно (можно)». Также даны разъяснения по вступившим в силу изменениям в законодательстве о порядке рассмотрения обращений граждан, в законодательстве об осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об использовании с 01 октября 2017 года при проведении плановых проверок проверочных листов, о проведении предварительной проверки поступившей информации. Кроме того, разъяснены вопросы экстерриториального принципа подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также вопросы, связанные с введением в действие правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222.
В целях подведения итогов проведения публичных обсуждений, оспаривания их эффективности и полезности было обеспечено заполнение участниками публичных обсуждений специальных анкет в бумажном виде непосредственно после завершения мероприятия.
Присутствовавшие на мероприятии представители предпринимательского сообщества приняли активное участие в обсуждении правоприменительной практики Управления, выдвинули ряд предложений.
В заключение мероприятия участникам было предложено оценить уровень организации публичных обсуждений, внести рекомендации по совершенствованию организации и проведения мероприятия. В результате анализа полученных результатов 100% опрошенных считают подобный формат мероприятия очень полезным и эффективным. В дальнейшей работе публичных обсуждений участники мероприятия предложили рассмотреть следующие темы:
- о реализации риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности;
- о нормативно-правовом регулировании алкогольного рынка.
В это же день в Управлении и его территориальных отделах прошла акция «Дни открытых дверей для предпринимателей», в мероприятиях участвовало свыше 100 предпринимателей.
В день проведения акции с 10.00 до 16.00 специалистами Управления и его территориальных отделов было организовано консультирование предпринимателей по наиболее актуальным вопросам с разъяснением требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе личного приема сотрудниками Управления и его территориальных отделов принято и проконсультировано по вопросам, входящим в компетенцию Роспотребнадзора 12 представителей бизнеса.
Те, кто не смог лично обратиться в Управление, получили ответы на вопросы в ходе работы телефонной «горячей линии», всего проконсультировано 12 человек.
Основные вопросы, с которыми обращались предприниматели в ходе личного приема и на телефон «горячая линия»:
- в части соблюдения законодательства по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения поступали вопросы о продаже табачной продукции вблизи образовательных учреждений, сбору и утилизации коммунальных отходов, перечне стран, из которых запрещен ввоз продуктов питания в Российскую Федерацию, получения санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность и др.;
- по защите прав потребителей – вопросы, касающиеся правил реализации спиртовой и табачной продукции, некачественных товаров, характеристики которых не удовлетворили покупателей: технически сложных товаров, одежды, обуви, мебели и других групп товаров, в т.ч. при их дистанционной продаже, условия их возврата и обмена, соблюдения продавцами гарантийных обязательств и сроков при ремонте технически сложных товаров, установке дверей, пластиковых окон; оказания услуг в сфере ЖКХ, оказания услуг связи; банковская деятельность и др.