В последнее время увеличилась доля родителей, которые негативно относятся к обязательной вакцинации детей, опасаясь поствакцинальных осложнений. Некоторые родители отказываются делать прививки по принципиальным соображениям либо соглашаются на вакцинацию только при идеальном состоянии здоровья у ребенка. Такие решения зачастую срывают сроки проведения вакцинации и ревакцинации, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок.
Вопросы иммунопрофилактики регулируются нормами Федерального закона от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ). Законодательство предоставляет право гражданам (их законным представителям) в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (п.3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ).
Родители (иные законные представители несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет) вправе оформить отказ от вакцинации ребенка, как на прививки, так и на туберкулинодиагностику. Важно четко представлять правовые последствия отказов от иммунизации несовершеннолетних, поскольку отсутствие прививки у ребенка затрагивает интересы не только его самого, но и окружающих.
Статья 5 Федерального закона № 157-ФЗ устанавливает конкретный перечень возможных последствий отсутствия у гражданина тех или иных профилактических прививок Отсутствие профилактических прививок влечет:
- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825. В перечень таких работ входят, например, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, наличие прививок, предусмотренных Национальным календарем профилактических прививок, является одним из условий приема сотрудников на работу в образовательную организацию. При отсутствии прививок возможен не только отказ работнику в приеме на работу, но и отстранение от работы.
Для сведения работники образовательной организации должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям против:
дифтерии и столбняка, последующая ревакцинация каждые 10 лет от момента последней ревакцинации;
вирусного гепатита B – до 55 лет, не привитые ранее;
кори - до 55 лет (неболевшие, непривитые, привитые однократно и не имеющие сведений о прививках);
краснухи- девушки и молодые женщины от 18 до 25 лет (неболевшие, непривитые, привитые однократно, не имеющие сведения о прививках);
клещевого вирусного энцефалита – лица, выполняющие работы по расчистке зон оздоровления и отдыха населения
Для образовательных организаций также имеет значение второе основание – возможный отказ в приеме воспитанников (обучающихся) в случае возникновения массового инфекционного заболевания либо угрозы эпидемии. Такой отказ является временным, и как только указанные обстоятельства прекращаются, ребенок может посещать учреждение.
В каких случаях правомерно временно отказать в приеме детям в образовательную организацию.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), предусматривающего действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
Санитарные правила согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ – это нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию заболеваний полиомиелитом на территории Российской Федерации устанавливают санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2951-11 "Профилактика полиомиелита" (далее СП 3.1.2951-11).
В соответствии с требованиями п. 9.5 СП 3.1.2951-11 в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.
Указанная мера направлена на профилактику вакциноассоциированных случаев полиомиелита (ВАПП) и призвана предупредить инфицирование и заболевание незащищенных (непривитых) детей при их тесном контакте с ребенком, недавно вакцинированным живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ).
Формулировка пункта 9.5 СП 3.1.2951-11 не предусматривает отказ в приеме в образовательные и другие организации детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, однако обязывает указанные организации изолировать таких детей от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60 дней, и имеет своей целью предупредить инфицирование и заболевание незащищенного (непривитого) ребенка. При этом, при наличии условий для разобщения (групповые ячейки, в которых исключен риск ВАПП; запрещение присутствия в помещениях общего назначения (музыкальный и спортивный залы, бассейны и др.); исключение других факторов, которые могут содействовать возникновению ВАПП и при согласии родителей возможен временный перевод непривитого ребёнка в другую группу. В случае, если в образовательном учреждении нет вышеуказанных возможностей и существует риск заболевания ребёнка вакциноассоциированным полиомиелитом, то необходимо отстранить такого ребёнка от посещения образовательного учреждения.
На основании вышеизложенного следует, что временное недопущение в детский коллектив, где проведена вакцинация ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ, производится в интересах защиты здоровья непривитого от полиомиелита ребёнка.
Необходимо знать, что полиомиелит – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением центральной нервной системы, приводящее к стойким параличам, инвалидизации и даже летальному исходу.
Для предупреждения полиомиелита в России в рамках национального календаря профилактических прививок проводится иммунизация детей в 3 и 4,5 месяцев инактивированной вакциной, а в 6 месяцев – живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ). Дети в 18, 20 месяцев и 14 лет также проходят ревакцинацию против полиомиелита живой вакциной. Календарь ИПВ-ОПВ признан безопасным и эффективным средством борьбы с полиовирусной инфекцией Всемирной организацией здравоохранения.
Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (ВАПП) - это полиомиелит, вызываемый вакцинными вирусами, которые выделяются из кишечника привитого ребенка в течение 1 - 2 месяцев после проведенной вакцинации оральной полиомиелитной вакциной. Если в детском учреждении проведена вакцинация оральной полиомиелитной вакциной, то в окружающую среду в течение этого времени поступает значительное количество вакцинных вирусов. Даже при идеальном соблюдении санитарных правил избежать контаминации вирусами предметов окружающей среды очень трудно, что создает условия для их циркуляции и возможности инфицирования непривитых детей.
Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит возникает у непривитых детей (преимущественно детей с нарушением состояния иммунитета) при их тесном контакте с детьми, недавно (до 2 месяцев) вакцинированными живой оральной полиомиелитной вакциной.
Допуск незащищенного ребенка в детский организованный коллектив, где заведомо имеется риск его заболевания, является прямым нарушением действующего федерального законодательства, в связи с чем в случае приема не привитого ребенка в детскую образовательную организацию и его последующего заболевания ВАПП ответственные лица учреждения, независимо от наличия заявлений (расписок) от родителей об информировании о существующих рисках, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.4 СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», при выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций. Отметим, что формулировкой пункта не предусмотрено отстранение не привитых детей от посещения образовательных организаций, речь идет только о приеме в указанные организации не привитых детей, не имевших контакт с больными указанными инфекциями, при этом срок временного отказа в приеме конкретизирован. На основании пункта 5.14. СП 3.1.2952-11 контактные лица из очагов кори, краснухи или эпидемического паротита, не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения (21 день с момента выявления последнего заболевшего). Таким образом, помимо запрета принимать не привитых детей в образовательные организации при регистрации случаев кори, краснухи или эпидемического паротита действуют специфические ограничительные меры в виде недопуска в социальные организации и на плановую госпитализацию.
Отдельного рассмотрения требует такой вопрос, как социально опасные заболевания, в частности, обязательность соблюдения мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза. Иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного (Туберкулин, Диаскинтест) не относится к прививкам, поэтому ее отсутствие не влечет последствий, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ.
Однако, согласно требованиям пункта 5.7. СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Следовательно, установленное пунктом 5.7. СП 3.1.2.3114-13 требование о допуске в детскую организацию детей при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом подлежит исполнению всеми физическими и юридическими лицами и направлено на предупреждение возникновения и распространения туберкулеза, а также на соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.