Ежегодно, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, который приурочен к историческому выступлению в конгрессе США 35-го Президента США Кеннеди Д.Ф в 1961 году.
Современный этап развития мировой экономики связан с активизацией процессов глобализации, в том числе ее финансовой составляющей, что несет в себе соответствующие риски и угрозы интересам всех участников потребительского рынка.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Уже третий год подряд особое внимание мировой общественности направлено к теме защиты прав потребителей сферы финансовых услуг. В 2012 году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Это обусловлено тем, что предоставляемые финансовые услуги продолжают из года в год оставаться наиболее проблемными, сложными и недоступными для понимания потребителей.
За 2011 год Управлением Роспотребнадзора по Кировской области рассмотрено 58 обращений потребителей по поводу нарушения их прав кредитными организациями (в 2010 – 97 обращений). По фактам, изложенным в обращениях, проведено 19 проверок и 14 административных расследований. В отношении банков составлено 14 протоколов об административных правонарушениях.
Основными нарушениями прав потребителей при оказании им финансовых услуг являются:
1) непредставление потребителям в доступной форме информации об условиях предоставления и возврата денежных средств, в том числе о полном размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, графике погашения задолженности;
2) незаконное взимание банками комиссии за ведение (обслуживание, открытие и проч.) ссудного счета по кредитному договору (включение в договоры с потребителями соответствующих условий);
3) включение в договор положений о взимании банками различного рода платежей за предоставление денежных средств по кредитному договору (периодичные и единовременные платежи за предоставление кредита, за рассмотрение заявки на получение кредита и проч.);
4) включение в договор положений, предоставляющих кредитным организациям право на одностороннее изменение условий договора (одностороннее изменение процентных ставок, тарифов по договору и прочих условий);
5) включение в договор положений о так называемой «договорной подсудности» (разрешение всех споров (либо споров по искам банков) по месту нахождения банка, либо его филиала (представительства);
6) включение в кредитный договор условий, обязывающих заемщиков в целях предоставления кредита заключать самостоятельные договоры личного страхования, а также выполнять иные обязанности напрямую не связанные с предоставлением денежных средств и влекущие для заемщиков дополнительные затраты.
В марте - апреле 2012 года Управлением Роспотребнадзора по Кировской области совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями запланирован ряд совместных мероприятий, направленных на повышение уровня правовой информированности потребителей в сфере финансовых услуг, в том числе в области потребительского кредитования. В рамках совместных мероприятий для жителей Кировской области пройдут межрайонные семинары, беседы, лекции в учебных заведениях, круглые столы, тематические консультации по «горячим линиям» Управления Роспотребнадзора по Кировской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области».
Учитывая современные социально-экономические тенденции, диктующие новые ответственные задачи, только совместными действиями может быть сформирована доступная и эффективная система защиты прав потребителей, являющаяся одним из основных элементов общенациональной стратегии повышения уровня жизни российских граждан.