|
|
Особенности элементного статуса детей г. Слободского по данным биомониторинга
Версия для печати
Сохранить в DOC
14 декабря 2010 14:27 | социально-гигиенический мониторинг
Во втором квартале 2010 года Управлением Роспотребнадзора по Кировской области проводилась работа по изучению состояния фактического питания населения области на основе данных о потреблении продуктов питания, полученных Кировстатом при обследовании бюджетов домашних хозяйств, с количественной оценкой по методике, разработанной и запатентованной ГУ НИИ питания РАМН. Следующим этапом в изучении региональных особенностей элементного статуса населения и определения значения эколого-физиологических факторов, влияющих на обмен макро- и микроэлементов, стало исследование элементного статуса детей г. Слободского по методу профессора А.В. Скального, проведенное АНО «Центр биотической медицины» (г. Москва) в рамках муниципальной целевой программы «Школьное питание» на 2009-2012 гг.
Большинство химических элементов являются структурными компонентами живой и неживой природы и участвуют в обменных процессах организма, входят в состав ферментов, гормонов, витаминов. Стабильность химического состава организма является одним из важнейших и обязательных условий его нормального функционирования (В.Л. Сусликов, 2003). Содержание элементов в организме человека большей частью зависит от их поступления извне. Конечно, предпосылки для развития тяжелых дефицитных состояний (недостаточное, неполноценное питание, голод) имеются только в социально отсталых регионах мира либо в отдельных биогеохимических провинциях (территориях, характеризующихся повышенным или пониженным содержанием одного или нескольких химических элементов в почве или в воде). В то же время дефицит некоторых эссенциальных (необходимых для нормальной жизнедеятельности) элементов (кальция, магния, железа, цинка, меди, йода, селена), приводящий к усилению отрицательного воздействия токсичных микроэлементов (свинец, кадмий, мышьяк, никель), характерен и для развитых стран. В связи с этим особую актуальность приобретает оценка элементного статуса жителей регионов с помощью многоэлементного анализа различных биосубстратов (цельная кровь, моча, волосы).
В ходе проведенной работы обследовано 100 детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих в г. Слободском. Обследование включало интервью с заполнением опросной карты, врачебный осмотр и исследование количественного содержания 40 элементов в волосах ребенка. Одним из главных преимуществ волос как биосубстрата для исследования является их способность к аккумуляции (накоплению) веществ, что отражает долговременные изменения элементного статуса организма.
Проведенное исследование показало имеющийся дисбаланс элементного статуса у детей данного возраста. Данные лабораторного исследования волос свидетельствуют о низкой обеспеченности детей фосфором, йодом, цинком, селеном, медью, кобальтом. К элементам, содержание которых повышено, относятся натрий, магний, железо и марганец (Рис. 1). Значимых отклонений содержания в волосах детей токсичных и условно токсичных элементов (алюминий, мышьяк, кадмий, ртуть, никель, свинец и др.) не выявлено.
Рис. 1 Элементный портрет детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих в г. Слободском
Массовой профилактики и коррекции с целью восполнения дефицита требуют элементы, дефицит которых приводит к отклонениям в состоянии здоровья, так называемые элементы с низкой гомеостатической емкостью – фосфор, цинк, медь, селен, йод, железо (В.И. Некрасов, А.В. Скальный, 2006). Поэтому наиболее значимыми региональными особенностями являются дефицит меди (у 78,4 % обследованных мальчиков содержание меди в волосах было ниже физиологического уровня), цинка (65,1 % обследованных девочек), селена (54,0 % обследованных девочек), йода (43,2 % обследованных мальчиков) и фосфора (38,0 % обследованных детей) (Таблица 1). Важно отметить, что основными источниками этих элементов для человека являются продукты, богатые белками животного происхождения, и морепродукты.
Таблица 1
Частота отклонений показателей содержания химических элементов в волосах обследованных детей от верхней и нижней границ нормы*
Элемент
|
Доля детей с результатами, находящимися в границах физиологического (допустимого) уровня, %
|
Доля детей с результатами выше допустимого уровня, %
|
Доля детей с результатами ниже допустимого уровня, %
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
фосфор
|
37,8
|
44,4
|
24,3
|
17,5
|
37,8
|
38,1
|
цинк
|
35,1
|
30,2
|
16,2
|
4,8
|
48,7
|
65,1
|
медь
|
16,2
|
28,6
|
5,4
|
1,6
|
78,4
|
69,8
|
селен
|
73,0
|
46,0
|
0,0
|
0,0
|
27,0
|
54,0
|
йод
|
56,8
|
65,1
|
0,0
|
4,8
|
43,2
|
30,2
|
железо
|
43,2
|
42,9
|
56,8
|
57,1
|
0,0
|
0,0
|
* жирным шрифтом выделены значимые частоты отклонений, превышающие 25 %
К дисбалансу таких элементов, как натрий, калий и др., следует относиться как, в основном, к вторичным состояниям, обусловленным изначально дисбалансом элементов с меньшей гомеостатической емкостью.
Таким образом, результаты исследования дают возможность проведения целенаправленных профилактических мероприятий с целью нормализации элементного статуса детей школьного возраста. Следует отметить, что подход устранения дефицита микроэлементов только с помощью продуктов питания несостоятелен даже при достаточном продовольственном обеспечении населения как по ассортименту, так и по количеству пищи. Выходом в ситуации недостаточного поступления микроэлементов с обычными продуктами питания может быть использование обогащенных продуктов, содержащих микроэлементы в количествах, обеспечивающих от 30 до 50 % их суточной потребности. В настоящее время в г. Кирове реализуется целевая программа «Организация здорового питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Кирова на 2008-2011 гг.», в рамках которой в рационы школьников в общеобразовательных учреждениях включаются продукты, содержащие комплекс витаминов и минеральных веществ. На 76 предприятиях Кировской области осуществляется производство хлеба, хлебобулочных изделий, молочных продуктов, яиц, обогащенных железом, селеном, йодом. Кроме того, значимым моментом является необходимость повышения уровня знаний населения о важности потребления продуктов питания, обогащенных витаминами и минералами, что требует пропаганды принципов здорового питания в средствах массовой информации, а также реализации в школах специальных обучающих программ.
Возврат к списку новостей
|
| |