В Российской Федерации законодательно разрешено производство, распространение и использование лекарственных средств и биологически активных добавок к пище (БАД).
БАД представляет собой «природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов» (ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Согласно этому определению, БАД относятся к пищевым продуктам, а значит, не являются лекарственными средствами. Кроме того, наличие свидетельств эффективности БАД при их регистрации не является необходимым требованием – перед регистрацией проверяется только их безопасность.
СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" допускают розничную продажу БАД только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Поэтому деятельность по распространению БАД дистрибьюторами, курьерами, врачами или иными медицинскими работниками, фирмами и организациями, интернет-магазинами, через заказ по телефону и с помощью других дистанционных способов является незаконной. Согласно постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 20 мая 2009 г. N 36 незаконными являются и факты назначения БАД врачами под видом лекарственных средств.
Кроме того, даже при законном распространении БАД через аптеки и магазины, согласно законодательству, реклама БАД не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. Тем не менее, ряд БАДов при довольно простом составе (высушенный чеснок, перетертая черника, желатин, аскорбиновая кислота и т.д.) в рекламе позиционируются как средства от серьезных заболеваний.
В настоящее время в РФ зарегистрировано 7,5 тысяч биологически активных добавок к пище.
Последнее время в стране участились случаи попыток отдельных граждан и организаций, ведущих незаконную деятельность по распространению БАД под видом лекарственных средств, представляться должностными лицами Роспотребнадзора или иными полномочными представителями государственных органов. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Кировской области информирует, что подобные факты являются намеренным введением в заблуждение граждан с целью завладения их денежными средствами путем злоупотребления доверием (мошенничеством).
Зачастую «продавцы» БАД вводят в заблуждение граждан, заявляя что продажа осуществляется по соглашениям с органами здравоохранения и органами государственной власти и покупателям полагается определенная компенсация затрат при приобретении БАД у этих «продавцов».
В связи с вышеуказанным приобретение гражданами БАД у данных «продавцов» не является сделкой, регулируемой законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Выявление и пресечение подобных целенаправленных, заведомо противоправных, а по сути, мошеннических действий - компетенция исключительно правоохранительных органов.
Зачастую «продавцы» БАД используют для своей «деятельности» фиктивные адреса вымышленных клиник, медицинских центров и т.д., что значительно затрудняет установление их реального местонахождения и идентификацию.
Роспотребнадзора не наделен полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, поэтому установить, кто действует в качестве «продавцов» БАД в описанных ситуациях, произвести контрольную закупку и т.д. могут только уполномоченные на эту деятельность правоохранительные органы.
Учитывая, что в качестве обманутых граждан чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, надеющиеся излечиться от всяческих недугов, большинство из пострадавших граждан оказываются легко внушаемыми людьми, и поддаются настойчивым увещеваниям лиц, паразитирующих на их доверчивости.
Исходя из этого Управление Роспотребнадзора рекомендует обманутым гражданам направлять соответствующие заявления в органы внутренних дел либо прокуратуру с приложением всех имеющихся документированных материалов, касающихся обстоятельств приобретения БАД у соответствующих лиц для принятия адекватных мер реагирования.