Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

О правах потребителей в дни распродаж и акции «Киберпонедельник»

27 января 2025 10:02:00 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области информирует, что с 00час.00мин. 27.01.2025 во всех интернет-магазинах нашей страны стартовал период онлайн-распродаж — «Киберпонедельник».

В рамках данной акции и любых других товарных распродаж Управление напоминает потребителям о необходимости подходить к процессу приобретения товаров осознанно. При этом рекомендуем руководствоваться следующими правилами.


1. Отказ от покупки. От товара «по акции» у потребителя есть право отказаться в любое время до передачи товара, а после передачи — в течение 7 дней (исключение составляют лекарства). При возврате должен быть сохранен товарный вид товара и его потребительские свойства. Поэтому важно при получении проверить покупку так, чтобы сохранить и товарный вид, и потребительские свойства товара.


2. Цена. Цена товара «по акции», как и условия его покупки (количество, ассортиментный ряд, размер, иные особенности), покупателю должны быть однозначно ясны из описания. Договор считается заключенным с момента выдачи кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор).

На что обратить внимание при большой скидке или низкой цене:

• Товар мог неожиданно «подорожать» перед акцией. Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов или воспользуйтесь сервисами отслеживания цены, если они доступны на сайте или в приложении.

• Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже контрафактного товара. Если сомневаетесь, не является ли товар подделкой, попробуйте запросить у продавца сведения о сертификате или декларации соответствия, изучить отзывы, напрямую спросить продавца об оригинальности товара.

• Обратите внимание на стоимость доставки товара при его оплате. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.

• Старайтесь не переходить в мессенджеры для обсуждения вопроса покупки, остерегайтесь предложений оформить товар заново и оплатить в обход маркетплейса или сайта продавца по выставленному счету или переводом на карту физического лица.

• Если платите наличными, делайте это только после того, как распаковали товар и убедились в его комплектности и исправности.

• Остерегайтесь навязчивых предложений, тем более тех, которые касаются приобретения дополнительных (не нужных вам) товаров и услуг. Если вам предлагают застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что заявленный изготовителем гарантийный срок не может быть уменьшен продавцом по своему усмотрению, и точно должен быть раскрыт им до заключения договора.


3. Место совершения покупки имеет значение. Если вы предпочитаете совершать покупки на крупных торговых площадках (маркетплейсах), то там предложения о товарах (услугах) размещают как сами маркетплейсы (владельцы агрегаторов), так и посторонние продавцы, зарегистрированные на данной площадке.

Помните, что у продавца и владельца агрегатора (если он не выступает продавцом) по закону — разные обязанности. На практике для потребителя это становится понятно, когда возникает необходимость предъявить требование о возмещении убытков, причиненных продажей товара (или оказанием услуги). Если вдруг выяснится, что владелец агрегатора не изменял информацию продавца о товаре (услуге), то он с высокой долей вероятности будет освобожден от ответственности перед потребителем, и в этом случае требование потребителя должно быть адресовано продавцу товара или исполнителю услуги напрямую.


4. Признаки добросовестного продавца. На сайте (в приложении) должно быть указано фирменное наименование (наименование) продавца, место его нахождения (адрес), режим работы, ОГРН (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). При этом владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) размещая ее на своем сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае обнаружения ненадлежащего качества товара или по другим причинам, приняв решение возвратить товар, вы можете столкнуться с вопросом «а кому направить претензию?»

На что обратить внимание, делая покупки на сайте или в приложении:

• Не торопитесь приобретать товар на малоизвестных вам сайтах (в приложениях), если сомневаетесь в достоверности размещенной в них информации, а тем более, если какая-либо информация о продавце отсутствует. Не пренебрегайте предварительным изучением отзывов о продавце на сайте маркетплейса или на сторонних ресурсах.

• При покупках на сайте продавца, обратите внимание, какие контакты предложены для связи. Открытый для покупателей продавец, как правило, размещает о себе следующую информацию: общие сведения о продавце, адрес офиса, магазина или пункта выдачи, телефон для связи, электронная почта, сведения об аккаунтах в социальных сетях.

• Ни при каких обстоятельствах не переводите денежные средства на счет неустановленных лиц! Проявляйте осмотрительность прежде, чем совершите какую-либо транзакцию (перевод). В современных реалиях (IT-технологии используются, в том числе мошенниками и иными злоумышленниками) можно остаться не только без товара и денег, но серьезно могут пострадать и ваши персональные данные. Опасайтесь ссылок, которые приходят в социальные сети и на почту от третьих лиц — это могут быть ссылки на фишинговые (подменные) сайты, основной целью которых является не продажа товаров со скидками (на это и расчет в дни «киберпонедельников»), а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании. Фишинговый сайт имеет похожий, но отличающийся адрес.

• Если обнаружили подозрительные действия, предпримите меры осторожности сами и предупредите об этом (по возможности) своих близких, друзей, знакомых.


5. О доставке. Когда делаете покупки, рассматривайте условия и сроки доставки в качестве важной для вас информации. Спрашивайте продавца обо всех связанных с доставкой нюансах, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы, это поможет сэкономить на незапланированных тратах.

На что обратить внимание, оформляя доставку:

• Базовая стоимость доставки может не включать подъем габаритного товара на этаж. Продавец обязан проинформировать о стоимости всех своих услуг (а также услуг посредников) заранее. Не оплачивайте завышенную стоимость, пока не разберетесь с продавцом, почему стоимость доставки выросла.

• Сама доставка товара в ваш адрес (или адрес пункта выдачи) должна быть произведена в срок, о котором вы договорились. Часто продавец указывает максимальный срок доставки или временной интервал. Если товар не доставлен вовремя, ты вы можете назначить новый срок или потребовать вернуть предоплату (пункт 2 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей»).

• Старайтесь заказывать подарки детям и близким на день рождения, а также необходимые к определенной дате товары заранее, чтобы успеть приобрести необходимое, если возникнет задержка с доставкой.

• Если товар оплачен, но продавец «тянет» с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара (пункт 3 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Это не касается случаев, когда товар не передается по вине самого потребителя, поэтому последующая доставка (по закону) производится в новые (заново согласованные с продавцом) сроки, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.

• Если покупаете товар через маркетплейс (владельца агрегатора), то в случае нарушения срока доставки товара вы можете заявить владельцу агрегатора требование о возврате денег (возврат произойдет в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования).


6. Кто может получить товар. Принять доставленный товар может тот, кому вы это поручили (скажем, родственник), предъявив информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформления заказа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи).


7. Если в товаре выявились недостатки.

• Некачественный товар возвращайте сразу (чем раньше заявите о наличии недостатка в товаре, тем легче будет продавцу разобраться с этой проблемой).

• На маркетплейсах часто установлен свой алгоритм возврата товара. Ознакомьтесь с ним, обратите внимание, что для возврата на некоторых площадках сначала формируется заявка через сайт или приложение (для этого могут понадобиться подробные пояснения или четкие фотографии и видео), далее она рассматривается и возврат происходит через пункт выдачи товара или курьера.

• Если продавец не довел через сайт (приложение) информацию о форме и способах направления претензий, направляйте претензию в любой форме и любым способом (в случае поступления претензии потребителя продавцу надлежит направить вам ответ на заявленные требования).

• Формулируйте требование к продавцу, ориентируясь на Закон «О защите прав потребителей» (статьи 18-24), согласно которому, в случае обнаружения в товаре недостатка (если, конечно, продавец не предупредил вас о нем заранее) потребитель имеет право по своему выбору: на замену такого товара, на перерасчет его стоимости, на отказ от товара и возврат его стоимости.

• Руководствуйтесь сроками, предусмотренными Законом «О защите прав потребителей»: в отношении недостатков товара требование предъявляется в течение гарантийного срока или срока годности товара, если же они не установлены — в разумный срок в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если более длительный срок не установлен законом или договором).



Возврат к списку новостей