|
Забота о здоровье детей. Школьная гигиена24 октября 2024 16:20:00 Вклад Николая Александровича Семашко в здравоохранение и медицину ярко отражает истинное понимание проблем общественного здоровья, профилактической направленности. «Профилактику надо понимать не узко как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу Советского государства об укреплении здоровья советского народа», – говорил Н.А. Семашко. После Октябрьской революции, когда был провозглашен приоритет профилактической медицины, поставили вопрос об организации повсеместного контроля за здоровьем детей и подростков, условиями их жизни. Декретом СНК от 19 ноября 1917 года «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» был организован отдел школьной медицины и гигиены. При Комиссариате народного просвещения возник Главный школьно-санитарный совет, представлявших собой постоянный рабочий орган, руководящий всеми делами охраны здоровья детей. Исполнительным органом совета являлся школьно-санитарный отдел, состоящий из школьно-гигиенического музея, школьно-гигиенической лаборатории, специальной библиотеки. Став народным комиссаром здравоохранения, Н.А. Семашко уделял внимание проблемам педагогики, физической культуры, полового воспитания детей, подготовки детских врачей, гигиеническому воспитанию в школе, санитарному просвещению молодежи. В учебные программы общеобразовательных школ и школ фабрично-заводского ученичества вводилось изучение вопросов гигиены. На школьно-санитарный отдел Комиссариата возлагались многочисленные обязанности: ● сбор и публикации статистических сведений о «школьных болезнях», несчастных случаях среди учащихся, о санитарном состоянии учебных заведений; ● руководство деятельностью школьно-гигиенической лаборатории, музея; ● организация курсов для подготовки школьных врачей, учителей для обучения детей с особенностями развития; ● создание журнала по вопросам школьной гигиены. Соответствующие советы и отделы стали организовываться в губернских городах, крупных уездных центрах. В 1932 году Наркомздрав и Народный комиссариат просвещения разработали детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. Спустя 3 года продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели утверждена на законодательном уровне. По решению школьно-санитарного отдела стали создаваться школьные амбулатории для обследования ребенка перед школой; оздоровительные площадки и лесные школы для детей с ослабленным здоровьем. Был поставлен вопрос об организации кафедр школьной гигиены и педагогики на медицинских факультетах. В 20-е годы ХХ века в связи с резким ростом детской беспризорности, возникшей в результате Гражданской войны, создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК. С 1926 по 1936 годы Н.А. Семашко руководил детской комиссией. Детская комиссия при ВЦИК решала следующие задачи: ● издание постановлений по охране жизни и здоровья детей; ● введение мер по борьбе с беспризорностью; ● организация сбора продовольствия и вещей для детей; ● оказание помощи в организации детских учреждений (интернатов, приемно-распределительных пунктов). На основании Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1944 года № 805 на базе лаборатории школьной гигиены Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР был организован Научно-исследовательский институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, который изучал все стороны жизни ребенка. Школьная гигиена тесно связана с педагогикой и имеет своей целью воспитать здоровое молодое поколение. Становление Института проходило под руководством первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время. Николай Александрович руководил теоретической разработкой вопросов режима труда и отдыха школьников, гигиенического воспитания, санитарно-гигиенического содержания школьных помещений и санитарных требований к строительству детских учреждений. В 1944 году Н.А. Семашко избран действующим членом Академии медицинских наук, а в 1945 году – Академии педагогических наук РСФСР, став таким образом, членом сразу двух академий. Проведение в памятные дни мероприятий, посвященных Николаю Александровичу Семашко – не только дань памяти и уважения этому человеку, оно имеет важное воспитательное значение для современного поколения медицинских специалистов. Библиография
Возврат к списку новостей |