Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Срок службы, срок годности и гарантийный срок

5 июня 2024 13:51:00 | защита прав потребителей

Приходя в магазин за покупками, большинство потребителей интересуются сроком годности товара или гарантией на определённые виды продукции. Это вполне обоснованные меры предосторожности, помогающие избежать отравления просроченной продукцией или приобретения товаров, не имеющих гарантийного срока.


Статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору или целям, для которых товар используется.

Однако, бывают случаи, когда товар оказывается ненадлежащего качества и между продавцом и потребителем возникает спор о качестве товара. При предъявлении требований важно знать такие понятия как «срок годности», «срок службы» и «гарантийный срок» на товар.

Установление срока службы товара, срока годности, как и гарантийного срока, является одним из средств обеспечения надлежащего качества и безопасности товаров, работ и услуг. Определение данных понятий дано в статье 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».


Срок годности

Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Срок годности устанавливается изготовителем на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Срок годности на продуктах питания исчисляется с даты изготовления и устанавливается с указанием установленных условий хранения.

Срок годности может быть указан следующим образом:

— «Годен ... (часов, суток, месяцев или лет)»

— «Годен до ...(дата)»

— «Использовать до..(дата)»

— «Употребить до ...(дата)»


Внимание! Просроченные товары запрещены к продаже!


Срок службы

Срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Изготовитель обязан устанавливать срок службы на товары длительного пользования (например: технически сложные товары, мебель), в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

В отличие от гарантийного срока и срока годности срок службы товара может исчисляться не только единицами времени (месяцы, годы), но и другими единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара). Например, срок службы автомобиля может определяться в километрах пробега.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» для того чтобы потребители могли использовать товар в течение его срока службы изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.


Гарантийный срок

Гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, предусмотренные законом.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем или исполнителем. Изготовитель вправе принять и дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему также определяются изготовителем.

Если изготовителем гарантийный срок не установлен (а согласно закону это его право, а не обязанность), его может установить продавец.

Как правило, гарантийный срок устанавливается на технически сложные товары (автомобили, бытовая техника, смарт-устройства), а также на товары, предназначенные для длительного пользования (мебель, обувь и т.п.).

За недостатки, выявленные в товаре (работе) в течение гарантийного срока, изготовитель, исполнитель и продавец несут ответственность перед потребителем.


Важно! При приобретении товаров, имеющих гарантийный срок, необходимо выяснить его продолжительность и содержание гарантийных обязательств. Также необходимо получить документ, подтверждающий указанные обстоятельства. Примером такого документа может быть гарантийный талон (запись в товарном чеке, соответствующий штамп на кассовом чеке и т.п.).


В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель также вправе предъявить предусмотренные законом требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. В этом случае продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер будут отвечать только, если потребитель докажет, что недостатки эти возникли до передачи товара потребителю или по причинам, существовавшим до этого момента.

Такое же правило действует и тогда, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет.

На основании п. 6 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае отсутствия срока службы.


Внимание! Гарантийный срок товара, а также срок его службы по общему правилу исчисляются со дня его продажи потребителю. Если же день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня его изготовления. Вот почему так важно сохранять чек на покупку.



Возврат к списку новостей